|
Характеристика Дош и Гун
Три доши
Три доши
(основные физические энергии) – это первичные и основные факторы
человеческого тела, которые управляют всей нашей физической структурой
и её функционированием. Образованные из панчамахабхут доши
– которые, как и первоэлементы, не могут быть обнаружены нашими
чувствами непосредственно, а только по проявлениям их качеств –
являются комбинацией двух из пяти бхут с преобладанием какого-то одного из них. Называемые в санскрите вата, питта и капха,
эти три базовые энергии ответственны за все физиологические и
психологические процессы, происходящие внутри тела и ума, являясь теми
динамическими силами, которые определяют рост и упадок человеческого
существа. Следовательно, все физические характеристики, умственные
способности и эмоциональные тенденции человека можно объяснить в
терминах трёх дош, или тридоши.
Например,
большинство физических явлений, приписываемых современной физиологией
нервной системе, может быть отождествлено с ватой. В равной мере весь химический процесс, происходящий в человеческом теле, может быть отнесён к питте,
включая ферменты, гормоны и всю пищеварительную систему. А деятельность
скелетных и анаболических (ассимиляционных) систем и фактически всей
физической оболочки в целом может рассматриваться как капха.
Вата
(Воздух и пространство)
|
Питта
(Огонь и вода)
|
Капха
(Вода и земля)
|
Лёгкая
|
Лёгкая
|
Тяжёлая
|
Холодная
|
Горячая
|
Холодная
|
Сухая
|
Маслянистая
|
Маслянистая
|
Грубая
|
Острая
|
Медленная
|
Тонкая
|
Жидкая
|
Слизистая
|
Подвижная
|
Кислая
|
Плотная
|
Прозрачная
|
Острая (едкая)
|
Мягкая
|
Рассеивающаяся
|
Колеблющаяся
|
Вяжущая
|
Таким образом, каждая доша разделяет каждое своё качество с другой дошей (хотя при этом остаются небольшие различия в природе разделяемого качества), в то время как остающаяся третья доша
обладает противоположным качеством. Кроме того, каждая обладает
присущей ей способностью регулировать и балансировать себя, и эта
способность обеспечивается антагонистическими качествами,
обусловленными составными элементами этих дош.
Когда
доши сбалансированы, то есть находятся в состоянии равновесия, тогда с
нашим здоровьем всё в порядке. Великий аюрведический мудрец Чарака
сказал: "Вата, питта и капха поддерживают
целостность живого человеческого организма в его нормальном состоянии и
сочетаются друг с другом таким образом, чтобы делать человека цельным
существом с его обладающими силой индриями (органами чувств),
хорошим цветом лица и несомненным долголетием". Болезнь возникает
только тогда, когда имеется дисбаланс трёх дош. И поскольку именно самая сильная доша
обычно имеет наибольшую тенденцию к увеличению, человек наиболее
восприимчив к болезням, связанным с увеличением его самой сильной доши.
Важно понять, что эти три доши – это силы, а не вещества. Капха – это не слизь; это сила, которая заставляет слизь возникать. Подобным образом питта – это не жёлчь; но именно она обусловливает порождение жёлчи. Слово "доша" буквально означает "ошибка" или "в неисправном состоянии", поскольку доши указывают те ошибочные направления, которые могут вести систему к потере баланса.
В равной мере важно понять, что три доши внутри любого человека постоянно изменяются из-за связанных с качествами дош определённого образа жизни и окружающей среды, таких как время и сезон года. Также важно понять, что эти три доши
– это не отдельные энергии, а различные аспекты одной и той же энергии,
представленные вместе в бесконечном разнообразии комбинаций, где их
качества перекрываются и находятся во взаимосвязи.
Однако
в аюрведе рассматриваются только три типа конституции – в монотипах,
когда преобладает только одна доша, в двойственных типах, когда две доши
имеют примерно равную силу, и, в очень редких случаях, обнаруживается
третий тип конституции, когда все три доши одинаково сильны. В рамках
этой широкой классификации в первой категории находятся различные
подтипы, которые перечислены ниже для более лёгкого рассмотрения.
Три гуны
Так же как доши являются компонентами, присущими телу, три гуны – саттва, раджас и тамас – являются тремя компонентами или энергиями, присущими уму. В аюрведе приводится различное описание людей в зависимости от их манаса (умственной, психологической) пракрити (природы, конституции). Определяемые генетически, эти психологические характеристики зависят от долевого доминирования трёх гун.
Хотя всем индивидуумам в той или иной мере присущи все три гуны, преобладающая гуна определяет манаса пракрити индивидуума. Когда три гуны
сбалансированы, они поддерживают ум (и косвенно тело), удерживая его в
здоровом состоянии. Любое нарушение этого равновесия приводит к
различным типам умственных расстройств.
Саттва
характеризуется лёгкостью, сознательностью, радостью и ясностью,
являясь чистой и свободной от болезней; ей не свойственна тревожность.
Она активизирует чувства и ответственна за восприятие знания. Раджас, наиболее активная из гун, характеризуется движением и возбуждением. Всё вожделение, все желания, амбиции и суетная озабоченность – результат раджаса. Тамас
характеризуется инертностью и торможением. Он вызывает нарушения в
процессе восприятия и деятельности ума. Заблуждение, ложное знание,
лень, апатия, сон и сонливость обусловливаются тамасом.
Раджас и тамас, как и в случае с дошами, могут быть разбалансированы стрессом и негативными желаниями, такими как кама (вожделение), иршья (злоба), моха (заблуждение и обман чувств), лобха (жадность), чинта (беспокойство), бхая (страх) и кродха
(гнев). Каждый из этих трёх типов гун также включает в себя подтипы, и
тот конкретный подтип, к которому относится человек, определяет
качества этого индивидуума.
Саттвичные
индивидуумы обычно обладают благородным и духовным характером, их
природа определяется как типом тела, так и их созвездием, и они имеют дошу (элемент) капхи в своей конституции.
Подтипы саттвичных качеств
|
Брахма
|
Свободный от страсти, гнева, жадности, невежества и ревности, обладающий знанием и способностью к проницательности.
|
|
Ариша
|
Превосходная
память, чистота, любовь и самоконтроль, превосходная интеллектуальная
структура ума, свободный от гордости, эго, невежества, жадности и
гнева. Обладание способностью к пониманию и прочному запоминанию.
|
Аиндра
|
Посвящает
себя изучению священных книг, ритуалов, обрядов, благотворительности,
является прозорливым и смелым. Властные поведение и речь. Способный
совершать священные ритуалы.
|
Ямья
|
Свободный
от низких и конфликтных желаний и действий. Обладает инициативой,
превосходной памятью и лидерством. Свободный от эмоциональных пут,
ненависти, невежество и зависти. Способность к своевременным действиям.
|
Варуна
|
Свободный от низких действий. Проявление эмоций в надлежащем месте. Соблюдение религиозных правил.
|
Каубера
|
Храбрость, терпимость и ненависть к нечистым мыслям. Расположенность к добродетельным действиям и чистота. Наслаждается отдыхом.
|
Гандхарва
|
Владение
богатством, слугами и роскошью. Эксперт в поэзии, историях и эпосах.
Пристрастие к танцу, пению и музыке. Наслаждается духами, гирляндами и
цветами. Полон страсти.
|
Питта доминирует у раджасичных людей, интеллектуально ориентированных, но уязвимых к искушениям; очень мирских по своему характеру и в подходе к жизни.
Подтипы раджасичных качеств
|
Асура
|
Потакание самовосхвалению, храбрость, жестокость, зависть и безжалостность. Устрашающая внешность.
|
|
Ракшаса
|
Чрезмерный сон и леность. Завистливый нрав. Постоянный гнев, нетерпимость и жестокое поведение. Чревоугодничество.
|
Пайшака
|
Привычка
к неопрятности. Трусливый, с устрашающим нравом. Чревоугодничество.
Пристрастие к противоположному полу. Неправильная диета и режим.
|
Сарпа (змея)
|
Раздражительность. Чрезмерная леность. Зачастую боязливый нрав. Храброе или трусливое отношение в зависимости от ситуаций.
|
Прайта
|
Чревоугодничество. Завистливый нрав. Чрезмерная жадность и необдуманные действия без проницательности.
|
Шакуна
|
Полный страсти. Нерешительность, жестокость и чревоугодничество.
|
Доминирование ваты приводит к тому, что тамасичные
индивидуумы являются наиболее приземлёнными и обеспокоенными основными
вопросами практического существования, особенно склонными к материи,
когда они оказываются перед выбором между ней и более духовными и менее
физическими вопросами.
Подтипы тамасичных качеств
|
Пасава
|
Недостаток разумности, отталкивающие нравы, завистливая природа. Чрезмерное потакание сексу и сну.
|
|
Матсья (рыба)
|
Нерешительность, постоянная страсть и трусость. Чрезмерное желание пить воду.
|
Ванаспатья
|
Леность. Чревоугодничество. Недостаток интеллектуальных способностей.
|
|
|